Необходимым условием воспитания и обучения в детском саду является гуманизация всего воспитательного процесса.
Гуманизм — культурное движение, возникшее в Италии, затем распространенное в Германии, Италии, Голландии, был идеологией образованных людей, которые выступали против закрепощения и унижения личности.
Крупнейшими гуманистами XIV века были Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо. Эразм Роттердамский высмеивал тщеславие, лицемерие и невежество. Томас Мор, автор «Утопии» выступал за создание справедливого общества, построенного на гуманистических основах.
Идеи гуманизма в педагогике
Народная педагогика проповедовала заботу и внимание к беременным женщинам, ратовала за воспитание трудолюбивых, умных, высоконравственных людей. Главным воспитателем ребенка считалась мама, которая должна проявлять заботу и внимание к детям.
Идеей гуманизма проникнуты труды выдающегося педагога XVII века Я. А. Коменского, который говорил, что воспитание ребенка до шестилетнего возраста должно проходить в «материнской школе, которая ближе ребенку, чем любое общественное учреждение».
Гуманизм, по Коменскому, — это не только постоянная забота о здоровье ребенка, но и организация интеллектуального познавательного развития детей, Коменский разработал своеобразную программу оздоровления детей а также программу воспитания нравственности и добродетели, начиная с первых лет жизни малыша.
Деятельность русского ученого М. В. Ломоносова также носила яркую гуманную направленность. Он выступал не только за организацию помощи роженицам, но и за разностороннее воспитание детей.
Своеобразное понимание гуманизма можно найти в трудах известного русского физиолога В. М. Бехтерева, который говорил о важности правильного физического развития детей, о необходимости воспитания нравственных и эстетических качеств, начиная с дошкольного возраста.
Большой вклад в развитие гуманной педагогики внесли философия педагогики Марии Монтессори, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. В своей педагогической деятельности и книгах о воспитании они руководствовались положением о важной роли эмоционального отношения взрослого к ребенку, в основе которого лежит нравственное начало.
Великие педагоги показали, что родители и воспитатели не всегда осознают роль гуманного воспитания в раннем детстве. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский ратовали за организацию соответствующего педагогического просвещения родителей, разъясняя им необходимость установления благоприятного эмоционального климата в семье. Нравственное воспитание опирается на способность человека к сопереживанию, сочувствию и содействию другому человеку.
[stextbox id=alert caption=Гуманизм в современной педагогике]Современная педагогика и психология пропагандируют гумманное, внимательное, ласковое отношение взрослых к ребенку. Ребенок, воспитываясь в семье или в дошкольном учреждении, должен быть эмоционально защищенным, уверенным и самостоятельным, находиться в бодром, жизнерадостном настроении.[/stextbox]
Каковы особенности методов обучения и воспитания педагогики Монтессори? Читайте по ссылке.
Как реализовать гуманистический подход в воспитании
В последних документах по дошкольному воспитанию ставятся проблемы о необходимости «потепления» морально-психологического климата в дошкольном учреждении. Общение воспитателя с детьми должно строиться на взаимопонимании, добре, уважении и заботе друг о друге.
Реализация гуманистического подхода в воспитании детей предполагает:
- развитие самостоятельности мышления и восприятия целостной и полной картины мира;
- формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Содержание обучения и воспитания в дошкольном учреждении обеспечивается образовательными программами, утвержденными Министерством образования.
Гуманизм в симтеме воспитания по Монтессори предполагает самостоятельность воспитателя в выборе методов воспитания и обучения, общение с ребенком через признание и принятие его личности, уважение его достоинств.
Исходя из идей гуманизма, ученые пришли к выводу, что обучение дошкольников необходимо проводить преимущественно в форме игр, непосредственных наблюдений, развивающих экспериментов, но не только в виде занятий.
Многие педагоги понимают гуманизацию педагогического процесса как проявление любви, уважения к детям, учет их желаний, настроений, возможность вовлекать в занятия не всех детей, а только тех, кто высказал определенное желание.
- Для осуществления новых педагогических задач следует уменьшить количество детей в группах;
- изменить принцип комплектования групп;
- организовать психологическую службу в детском саду;
- осуществлять тесное взаимодействие с семьей ребенка;
- переходить от учебно-дисциплинарной модели воспитания к личностно-ориентированной;
- не сравнивать достижения ребенка с другими детьми.
- Сравнивать способности ребенка только с его прежними достижениями;
- предоставлять на выбор детям игры и занятия;
- проводить уроки и занятия вежливости, доброты, честности, скромности, доброжелательности;
- чаще использовать здоровый юмор и шутки;
- внедрять в работу дни радости, игры, соревнования, юмор, шутки, дни, недели поэзии, музыки и т. д.;
- вести дневники наблюдений за детьми; организовывать творческие кружки, лаборатории, постоянно изучать детей,
- хорошо знать их индивидуальные и возрастные особенности;
- дифференцированно подходить к воспитанию и обучению мальчиков и девочек, учитывать особенности развития способностей, интересов.Гуманное отношение к детям проявляется в определенной степени и в высоком уровне воспитательно-образовательной работы, который характеризуется использованием современных технологий в воспитании и обучении дошкольников: созданием развивающей среды; применением диагностики и коррекции развития ребенка; развитием дошкольников средствами искусства; повышенным вниманием к игровой деятельности как к ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста и многим другим.Ответ на вопрос педагогические идеи Марии Монтессори кратко вы найдете в следующей статье.