Говори правильно! Лучшие способы обучения правильной постановке ударения.

Учим правильно ставить ударение

Из нашего материала вы узнаете, почему возникает проблема неправильной постановки ударения, и что делать, чтобы её избежать. А также, как научить ребенка ставить ударение в словах, при этом используя методы обучения без скуки. 

Верно запомнить ударение в словах задача не из лёгких даже для многих взрослых, что уж говорить о детях! В русском языке ударение в словах отличается подвижностью и разноместностью, усваивается вместе со словом, его надо просто запомнить. Но зачастую быстрее и легче запоминается неправильный вариант, а переучить потом на правильный очень сложно. Для первоклассников, которые только учатся читать это может стать настоящей проблемой.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения?

У этого может быть несколько причин:

  • Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения. В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой. В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
  • Недостаток общения с родителями. Дети обучаются всему через имитацию подражание взрослым. Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
  • Разговор с детьми на детском языке, сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
  • Непонимание самого понятия что значит ставить ударение. Почему ставить? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.

В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?

Все дети разные кто-то развивается быстрее, кто-то чуть медленнее, но примерно к 3 или 4 годам у ребёнка формируется тот словарный запас, который позволяет ему строить фразы и даже сложные предложения. В более раннем возрасте нет необходимости в систематических занятиях, но и до школьного возраста тянуть тоже не следует. Избавиться от уже сформировавшейся проблемы, к примеру у школьника 1 класса, будет намного сложнее, чем предотвратить её на ранних этапах развития.

Учим правильно ставить ударение

Как же научить ребёнка говорить правильно?

Прежде всего, ВСЕГДА правильно и чётко произносите слова, разговаривая со своим ребёнком.

С самого раннего возраста объясняйте ребёнку предметы и явления, комментируйте свои действия, при этом старайтесь чтобы он видел вашу мимику, движения губ. Ни в коем случае не коверкайте слова, стараясь сделать их милыми. Если Вы хотите, чтобы малыш как можно раньше заговорил правильно прислушайтесь к этому совету.

Также существует много способов обучения правильному ударению в игровой форме. Это и рифмованные строчки, стишки, считалочки, забавные задачки и загадки, и игрушки, помогающие обучению. Чуть ниже мы разберём подробнее эти способы.

Как часто необходимо заниматься?

Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься. Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.

Считалочки, стишки, рифмованные строчки.

Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются. *** Раз лохматая горилла Крокодилу позвонила. Он с гориллой не дружил, Сразу трубку положил. Ему лучше не звонить, Кто звонит, тому водить. *** В яслях дети баловались, Воспитатели ругались: «Не балуйтесь, ремешок Вас посадит на горшок». Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок. *** Шарфы-Марфы: Как у нашей МАрфы Все в полоску шАрфы! *** Каталог-потолок: Наш огромный каталОг Подпирает потолОк. *** Что за странный носорог Ел и твОрог и творОг

Упражнения

Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом на прогулке, в дороге, перед сном.

Угадываем слова.

Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА собАка, кОнфета конфЕта и т.д.

Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями. Как правильно? чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ? Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.

Позови меня.

Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!

Важно: все слова нужно произносить нараспев, но не разделяя их по слогам. Таким же образом можно звать по имени знакомых, друзей, любимые игрушки.

Молоточек. Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.

Кубики Зайцева

Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному звучат: Железно-золотые кубики склады с мягким знаком Железно-деревянные склады с твёрдым знаком Золотые изображены гласные Железные звонкие склады Деревянные приглушённые склады Очень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной звенящее наполнение, внутри глухой согласной глухое постукивание. Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится ставим на него специальный кубик с ударением.

Народные методы

Народные методы также бывают очень эффективны и интересны, и проверены не одним поколением детишек и родителей.

Например, посадите ребёнка за стол, пусть он поставит свои кулачки один на другой и на стол, таким образом, чтобы подбородок был прямо над ними. Во время ударного звука подбородок будет касаться кулачков и не будет сомнения который звук ударный.

Как видите, поставить правильную грамотную речь ребёнку можно множеством различных способов, главное уделять этому время и помнить, что никакие игры или упражнения не заменят хороший пример самих родителей. Ведь как бы правильно мы ни учили, но если сами допускаем ошибки в повседневной жизни, дети скорее последуют живому примеру, нежели самой интересной и увлекательной игре.

И в дополнение к считалкам и упражнениям рекомендуем вам посмотреть следующее видео:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Аватар
Маркова Эльмира Раисовна/ автор статьи

Врач 1 категории.
Медицинский стаж более 19 лет.
Автор экспертных статей на ресурсе: WomanSecrety.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный ресурс о комплексной диагностики, методах лечения и профилактики заболеваний