На сегодняшний день с проблемой развития речи ребенка сталкивается каждая четвертая мама. Подруги, бабушки, тети с улицы, как правило твердят, что это не страшно и начинают приводить в пример всевозможных племянников, внуков, племянников друзей, внуков подруг и просто соседских детей.
Почему возникают те или иные нарушения речи? Большинство специалистов утверждают, что наибольшее влияние на речь ребенка оказывают негативные факторы в период внутриутробного развития, такие как алкоголь, принятие лекарственных средств, курение, стрессы и т. д.
В послеродовой период, особенно первые два года жизни ребенка очень активно растет и развивается головной мозг, любые травмы головы, тяжелые вирусные и бактериальные инфекции, сильный стресс или испуг могут привести к нарушению развития речи у малыша.
Не стоит забывать что, с 1953 года и по сей день повсеместно для стимуляции родовой деятельности используется окситоцин. Окситоцин гормон, выделяемый задней долей гипофиза, повышает сократительную деятельность гладкой мускулатуры, в том числе матки. Дело в том что этот гормон играет очень важную роль в запуске и продолжении процесса родов, а его действие и дозировка при естественных родах регулируется сложной системой организма, что нельзя в точности повторить искусственным путем.
Чем это чревато? Тем, что процесс родов несколько ускоряется, возникает спазм сосудов, в том числе и плаценты. Ребенок испытывает недостаток кислорода, гипоксию. Последствия этого состояния самые разнообразные: от небольших расстройств познавательной деятельности до летального исхода. Использование окситоцина должно быть оправдано, что происходит далеко не всегда и с этим нужно бороться.
В последнее время возникновение некоторых психических заболеваний, например аутизма, стали связывать с профилактическими прививками в первые два года после рождения ребенка.
Я нисколько не сомневаюсь, что тяжелые постпрививочные состояния (температура, судороги, энцефалопатия и др.) также влияют на развитие речевых центров головного мозга. Испуг, переживание боли и стресс во время вакцинации могут также воздействовать на психологическое развитие малыша.
Чтобы не пропустить возможных отклонений нужно знать определенные нормы речевого развития дошкольника. Далее мы расскажем о них подробнее.
Этапы развития речи ребенка
В возрасте 1 года:
- Реагирует на свое имя, знает его.
- Понимает слово «нет».
- Может понимать и выполнять небольшие просьбы.
- Повторяет несложные слова за взрослым.
- Играет в «Ладушки», «Сороку-белобоку».
- Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, или находит как минимум десять называемых вами предметов.
- Изображает разных животных
Обязательно обратите внимание, если какой-то навык у ребенка отсутствует. Проконсультируйтесь с педиатром, узнайте, к каким специалистам вам стоит обратиться.
В возрасте 2-х лет:
- Имеет словарный запас в 200-300 слов.
- Внимательно слушает слова и понимает их значение.
- Просит почитать книгу, разглядывает и называет предметы.
- Произносит свое имя.
- Пользуется короткими словами «да», «нет», «еще», «дай», «мне» и др.
- Просит словами , а не только жестами.
- Склоняет существительные, меняя окончания
В 3 года:
- Становится «почемучкой».
- Составляет и говорит предложения из 2-3 слов.
- Делится впечатлениями, мыслями.
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
- Знает 1000-1500 слов.
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
- Знает время суток.
- Называет два и более цвета.
В 4 года:
- Знает 1500 слов.
- Употребляет сложные предложения из 4-5 слов
- Задает множество вопросов, используя слова «кто?» и «почему?»
- Использует выражения типа: «я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
- Ищет нужный предмет, выполняет сложные поручения.
- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
В 5 лет:
Обладает словарным запасом около 3000 слов.
- Называет адрес.
- Строит предложения из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Пересказывает.
- Правильно произносит большинство звуков.
- Определяет у себя право – лево.
- Знает некоторые антонимы (большой — маленький; горячий-холодный).
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
- Считает до десяти.
К 6 годам:
- Знает около 4000 слов.
- Все звуки своего родного языка произносит правильно.
- Умеет рассказывать и пересказывать.
- Помнит и описывает прошедшие события.
- Использует сложные предложения.
- Использует все части речи.
- Употребляет абстрактные и отвлеченные понятия.
- Отлично ориентируется как в пространстве, так и на листке бумаги.
- Различает и дифференцирует звуки речи.
Надо обратить внимание, что это довольно средние показатели развития ребенка. Каждый человек уникален и у него свой путь развития, на что в первую очередь обращать свое внимание? Ваш малыш не пытается к году находить называемые предметы? После года не понимает вашу речь? Может быть он плохо слышит ? Нужно проконсультироваться с врачом-сурдологом, невропатологом и при необходимости дефектологом и логопедом. Не думайте, что проблема с речью сама собой решится, это происходит далеко не во всех случаях, а драгоценное время может быть упущено.
Золотые слова одного из педагогов, с которым мы занимались: «Нет речи — нет развития!»
Займитесь с малышом пальчиковыми играми, развивайте мелкую моторику, пойте песенки и как можно чаще разговаривайте с ним, выполняйте рекомендации специалистов и все образуется.