Методами воздействия на детей по Монтессори, являются:
- слово;
- куклотерапия;
- использование легенд;
- труд;
- музыка;
- чтение Библии;
- наглядный природный материал;
- внушение.
[stextbox id=alert caption=Работа с родителями]В работе с родителями педагог должен донести до их сознания следующие правила: проявлять добрые отношения к детям, оберегать от грубых слов, любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым, больным, не унижать и не торопить ребенка, воспитывать его счастливым, независимым, свободным человеком. [/stextbox]
Первые детские сады Монтессори
Как начиналось применение системы образования Монтессори в детских образовательных учреждениях?
Первые детские сады были созданы в Германии. Основателем первого детского дошкольного учреждения был известный немецкий педагог Фридрих Фребель. Согласно взглядам Фребеля, с детьми необходимо проводить занятия в виде игровых заданий, таких, как плетение, выкладывание мозаики, рисование.
Фребель организовал первый детский сад в 1837 году. В дореволюционной России первый детский сад был организован в 1914 году и насчитывал 150 детей.
История создания методики раннего развития Монтессори.
Первым важным документом для воспитателей и родителей стала «Инструкция по ведению очага и детского сада», которая вышла в свет в 1919 году. Инструкция разрабатывалась членами педагогической комиссии при Наркомпроссе. В ней были определены общие принципы воспитания детей:
- возраст раннего детства с года до 7 лет — один из важнейших периодов формирования личности;
- все задачи и цели воспитания детей дошкольного возраста обуславливаются особенностями этого возраста;
- основой воспитания в детском саду должна быть самодеятельность детей, свободное их творчество или игра.
В целях индивидуализации воспитания по «Инструкции» рекомендовалось устраивать немноголюдные детские сады. На одного воспитателя число детей не должно было превышать 25 человек, желательно 15. [stextbox id=alert defcaption=true caption=Актуально и сегодня]Актуальным до настоящего времени является положение о том, что дети, поступающие в детский сад, подлежат медицинскому осмотру и систематическому наблюдению врачапедагога за правильным физическим и психологическим развитием. В первом программном документе содержались также требования к помещению, мебели, посуде, аптечке, игрушкам, библиотеке. [/stextbox] По «Инструкции» требовалась организация максимального пребывания детей на свежем воздухе. В число занятий входили рисование, лепка, игры, пение, ритмические движения, беседы, рассказывание, уход за животными и растениями. Однако такие важные занятия, как обучение грамоте, элементарным математическим представлениям, в первом программном документе не были предусмотрены.
На протяжении почти 16 лет воспитатели планировали свою работу с детьми в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Воспитатели хорошо ориентировались в данной программе, потому что она имела четкую структуру, включающую объяснительную записку, в которой раскрывались задачи детского сада, особенности развития детей, подробно излагались все формы работы по физической культуре:
1) учебные физкультурные занятия;
2) физкультурнооздоровительные формы работы:
- утренняя гимнастика, физкультминутки;
- подвижные игры упражнения;
- упражнения после дневного сна в сочетании с воздушной ванной;
3) активный отдых:
- физкультурный досуг,
- физкультурный праздник,
- дни здоровья;
4) самостоятельная двигательная деятельность детей;
5) задания на дом. В каждой возрастной группе материал располагался по видам деятельности. Нормирование содержания программы осуществлялось в соответствии с возрастом ребенка — не только по каждому году его жизни, но даже по кварталам. Использовались специальные игрушки Монтессори. Но во всех руководствах не была реализована проблема использования разных видов деятельности малыша в целях разностороннего воспитания; обучение подменялось самообучением, эффективность занятий снижалась.
Программа воспитания Монтессори
Структура «Типовой программы воспитания» была следующей: пояснительная записка, собственно содержание программы, приложение. В приложении дана тематика занятий, начиная с первой младшей группы, и поквартально приводился примерный перечень произведений изобразительного искусства, художественной литературы, дидактических и подвижных игр, тематики занятий по изо, диафильмов, был определен состав уголка живой природы.
В типовой программе Монтессори по методике раннего развития было обновлено содержание воспитательнообразовательной работы с детьми, в частности: сенсорное воспитание вводится с первой младшей группы. Малышей раннего возраста необходимо познакомить не с тремя-четырьмя цветами, а с восемью, пятью геометрическими формами.
С 1й младшей группы введен раздел «Воспитание предпосылок трудовой деятельности». Значительно расширены и конкретизированы задачи по трудовому воспитанию дошкольников, реализация которых предусматривала воспитание у детей уважения к человеку труженику, результатам его труда.
Усовершенствована программа по умственному воспитанию. Основная работа должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей систематические знания, которые бы отражали существенные связи и зависимости жизни живых существ от условий внешней среды.
Новаторство
В чем заключается главный принцип воспитания в системе Марии Монтессори?
Принципиально новым в программе старшей группы является обучение грамоте, основная задача которого — развитие у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова. В разделе «Формирование элементарных математических представлений» введено цифровое обозначение чисел в пределах пяти для воспитанников средней группы и в пределах десяти для детей старшей группы.
Значительные дополнения имеются в разделах по эстетическому и физическому воспитанию. В разделе «Игра» наряду с задачами нравственного, умственного, физического воспитания впервые определены задачи по формированию собственно игровой деятельности. Там четко сформулированы требования к нравственному воспитанию, уточнено содержание работы по воспитанию у детей гуманных чувств и доброжелательных взаимоотношений, усилены преемственные связи по всем аспектам нравственного воспитания.
Впервые определено программное содержание по формированию умения организовывать свою деятельность, выполнять требования педагога, согласовывать свои действия с действиями других детей.
«Типовая программа воспитания » явилась основой для создания национальных программ. При разработке содержания программы в Беларуси учитывались национальные и географические особенности республики. Были разработаны программы с русским и белорусским языками обучения.
Особенности обучения детей раннего возраста рассматриваются в следующей статье.
Возможно вас заинтересует материал внутриутробное развитие ребенка.