Методика Монтессори содержит характеристику образа человека, который формируется в процессе воспитания.
Благодаря этой методике воспитатели и родители имеют возможность видеть логику развития детей. Методика Монтессори помогает определить содержание воспитания детей разных возрастов, способствует пониманию последовательности и постепенности их развития.
Особенности программ для детских садов
Наличие альтернативных программ в детском саду помогает в создании соответствующей развивающей среды, планировании педагогического процесса, правильном выборе форм работы с детьми, определении методов и приемов руководства деятельностью детей.
Программы разрабатываются с учетом сенситивных периодов, в которых развитие личности происходит наиболее успешно. Это обеспечивает эффективность и результативность работы педагога.
Программы направляют педагога на обогащение и расширение собственного опыта детей путем организации наблюдений и экспериментирования, раскрывают пути реализации личностно-ориентированного отношения к детям, предполагающего уважения к ребенку, создание атмосферы взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом, ориентацию на общечеловеческие и национальные ценности.
Роль воспитателя
Основной документ воспитателя детского сада дает возможность педагогам разрабатывать свои проекты развивающих занятий, осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении, а также правильно и качественно подготовить детей к обучению в школе.
Работа педагога по программе способствует умственному и физическому развитию личности ребенка, стимулирует его творческие способности, формирует у детей гуманистические отношения, обеспечивает необходимые и разнообразные условия для развития индивидуальности ребенка.
Выполняя цели и задачи программ, важно приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать главные чувства любовь к ближнему, уважение к родителям, стремление к знаниям, трудолюбие, взаимоуважение к сверстникам и взрослым, ответственность, дисциплинированность.
Программы вооружают педагогов знаниями об особенностях организации жизни и деятельности детей, помогают прогнозировать, проектировать и осуществлять оптимальное развитие детей.
Развивающие игры для детей разных возрастов стимулируют развитие мышления, логики, коммуникативных способностей.
Принципы воспитания в дошкольном учреждении
Успех в выполнении программ по методике раннего развития Монтессори во многом зависит от нескольких факторов, в первую очередь, от реализации основных принципов воспитания. Это:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- национально-культурная основа;
- гуманистический характер;
- экологическая направленность;
- научность;
- ориентация на всемирный уровень образования;
- связь с жизнью;
- преемственность и беспрерывность воспитательно-образовательной работы;
- демократизм;
- светский характер;
- взаимодействие семейного общественного воспитания.
Закономерности формирования личности ребенка
Немаловажную роль в выполнении программы играет знание педагогом важнейших закономерностей формирования личности ребенка. Одна из них заключается в том, что изменения в организме человека происходят всю жизнь. Развитие не сводится лишь к количественному изменению.
В каждом возрастном периоде происходят преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Известно, что развитие личности определяется воздействием трех факторов — наследственности,воспитания и среды. Влияние наследственности и среды может значительно корректироваться воспитанием и обучением.
Воспитание личности происходит в основном в процессе включения ее в разнообразную деятельность: предметную, двигательную, игровую, конструктивную, бытовую, трудовую, художественную, познавательнопрактическую.
Психологическими стимулами активной деятельности человека являются потребности, мотивы, интересы, установки.
Выполнение программы невозможно без знаний возрастных особенностей развития дошкольников.
Особенности развития детей разных возрастов
У каждого возраста есть свои возможности и особенности развития. Так, в раннем возрасте имеется особый интерес к окружающему. Предметная деятельность в этом возрасте является главной. Она стимулирует интерес ребенка к окружающему миру.
В процессе взаимоотношений со взрослыми формируется как понимание речи, так и активная речь. В возрасте 3 4 лет появляется новая ситуация, связанная с тем, что меняется отношение взрослого к ребенку, который замечает и оценивает его деятельность.
Для ребенка этого возраста, более значимым, чем для ребенка раннего возраста, является «детское общество», которое привлекает совместной игрой, замыслами, забавами.
В возрасте от 3 до 5 лет особенно активно развивается познавательно-практическая деятельность, ребенок занимается исследованиями, экспериментированием с новыми объектами. В этот период очень активно развиваются также сенсорика ребенка, грамматический и фонетический строй речи.
Активно развиваются самосознание ребенка, его самооценка, отношение к своему «Я» — физическому, эмоциональному и социальному. Формируется представление о половых различиях людей.
Программы воспитания и обучения в детском саду Монтессори призваны помочь педагогам в оптимальном развитии личности дошкольника, в организации его содержательной жизни и деятельности.
Полезное видео
Далее вы можете посмотреть видео из частного детского сада, который проводит занятия по методике Монтессори.